(495) 638-51-91, (495) 649-59-33

О тахографическом контроле в России

Внедрение тахографического контроля работы водителей транспортных средств в России уже имеет некоторую историю. Если кто-то думает, что требование об установке тахографов возникло нежданно-негаданно, и тем мотивирует свои действия или бездействия, то он глубоко ошибается или просто лукавит.

Первой такой попыткой было Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 922, предписывающее с 1 января 1998 г. оснащение тахографами вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, подписанное ныне уже покойным Черномырдиным Виктором Степановичем, в бытность его Председателем Правительства РФ. Строгое такое постановление с указанием профильным структурам в двухмесячный срок внести необходимые изменения в нормативно-правовую базу, в том числе в КоАП.

Но, как всегда у нас, только через два года появился первый регламентирующий применение тахографов документ – приказ Минтранса РФ от 7 июля 1998г. № 86 «Об утверждении правил использования тахографов в РФ». А потом, как известно, грянул экономический кризис, то да сё, и тема надолго забылась. В общем, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Отголоском того приказа Минтранса от 07.07.98, отмененного, кстати, приказом Минтранса от 13 ноября 2012 г. N 397, явилось получение ООО «Инкотекс-Трейд» в 2013 году Свидетельства на тахограф «Меркурий ТА-002» как на средство измерения, поскольку первоначально тахографы в России классифицировались именно как средство измерения, в то время как в Европе тахограф – всего лишь средство контроля за работой водителя транспортного средства.

В следующий раз про тахографический контроль вспомнили уже в 2010 году, когда Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2010г. № 706 в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств был добавлен пункт 8(1), обязывающий до 23 января 2012г. оснастить тахографами транспортные средства категорий , ,  и , осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов.

Как видим, срок для исполнения дан вполне приличный. В развитие Постановления № 706 был выпущен приказ Минтранса от 14 декабря 2011г. № 319 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движение, труда и отдыха». Но, кого же это заставит ставить тахографы, если нет санкций. Как говорится, напугали ежа …

Хорошо, Федеральным законом от 14.06.2012г. № 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ …» в КоАП вводится новая редакция статьи 11.23, предусматривающая с 1 апреля 2013г. санкции за отсутствие тахографа на транспортном средстве. Тем же законом № 78-ФЗ внесены изменения и в Федеральный закон от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывающие всех эксплуатантов транспортных средств вне зависимости от количества пассажирских мест и грузоподъемности устанавливать на них тахографы. Кроме того, согласно приказу Минтранса от 26 января 2012г. № 20 перевозчики пассажиров, а также опасных грузов обязаны оснащать свои транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации.

Дальше – больше. На основании Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012г. выпущен приказ Минтранса от 13 февраля 2013г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства …», который вводит в состав тахографа дополнительный модуль криптографической защиты информации (СКЗИ). Согласно этому приказу с 1 апреля 2013г. на транспортные средства запрещена установка  тахографов без СКЗИ, а ранее установленные тахографы в 2-х летний срок должны быть заменены на новые, содержащие СКЗИ.

Таким образом, на текущий момент сложилась уникальная ситуация, когда ведомственный приказ требует установки на транспортное средство тахографа с СКЗИ, а технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ, позволяет установить тахограф без СКЗИ. На наш взгляд, идеальным решением в этом случае будет установка тахографа без криптографического модуля, в который в дальнейшем при необходимости можно будет вставить СКЗИ. Таким тахографом является «Меркурий ТА-001», который имеет также модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и опционально модем GSM, позволяющий реализовать функцию GPS-трекера для своих нужд или для удовлетворения требования приказа Минтранса от 26 января 2012г. №20.

Рассудительный владелец транспортного средства никогда не будет надеяться, что временная пауза в применении санкций за отсутствие тахографа будет вечной, тем более что КоАП предусмотрена такая мера воздействия, как выдача предписания об устранении нарушения п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", и санкции за невыполнение предписания гораздо жестче, чем за отсутствие тахографа.

26.06.2015, 1092 просмотра.